-
Юлия Костюшкина, мама школьника Богдана (9 лет)
«Мне кажется, что школьная форма должна быть обязательной. Когда я была ученицей, сначала я носила школьную форму, а потом ее отменили, и все стали ходить, в чем хотели. В старших классах это привело меня к конфликтам с мамой, потому что она настаивала на деловом стиле, а я хотела носить обычную одежду. Также среди девочек возникала зависть, потому что одноклассницы из более обеспеченных семей ходили в модной и дорогой одежде. Сейчас, когда мой сын ходит в школу, я голосую за удобные практичные вещи. Также, считаю, что школьная форма должна быть в двух экземплярах — легкая на осень и весну и теплая на зиму. Что касается моего Богдана, он носит школьную форму: есть парадный вариант с белой рубашкой и галстуком и комплект на каждый день с темно-синими брюками, голубой рубашкой и жилетом»
Фото: Елена Уразаева
Комментарий дает психотерапевт сервиса DocDoc.ru Евгения Кольцова

Положительные аспекты
1. Ношение формы дисциплинирует. У школьника формируется более серьезное представление о школе, о понятии норм поведения в учебном учреждении. Раньше часто можно было видеть чрезмерно накрашенных старшеклассниц в коротких юбках и с голыми животами. Такой внешний вид мог мешать учебной деятельности и не помогал ученикам сформировать представление о границах: где и как можно себя вести, какую одежду правильно носить на прогулку, в школу, на дискотеку. Школьная форма — это внешний ограничитель, который помогает принять социальные нормы ребенку.
2. При помощи внешнего вида школьники, как правило, подростки стремятся подчеркнуть индивидуальность. Это происходит за счет особенного стиля и поведения. Школьная форма не предусматривает возможности кардинально изменить свой внешний вид, выделиться за счет одежды. Это дает возможность ребенку формировать свою индивидуальность за счет других вещей: например, хороших знаний в области математики, химии, демонстрации своих душевных качеств и многого другого.
Негативные аспекты
1. Попадая в школу, ребенок сталкивается с чрезмерным давлением. Часто программы обучения уже в начальной школе очень интенсивные. Дети испытывают психологические трудности из-за нового статуса, требований. Неудобная форма добавляет и физического дискомфорта. Особенно в начальной школе дети много двигаются, бегают на переменах, а школьная форма сковывает их и тем самым препятствует эмоциональной разгрузке.
2. Невозможность проявить свою индивидуальность в одежде подталкивает учеников, особенно подростков, искать другие способы проявления себя. Чтобы продемонстрировать свою жизнь, ученики начинают приносить различные гаджеты (планшеты, айфоны) в школу, это препятствует полноценному общению между одноклассниками. Часто можно увидеть на переменах группу детей, которые играют в игры на планшетах, телефонах. Такой пассивный отдых на перемене не дает возможности организму восстановиться. От этого повышается утомляемость и снижается концентрация внимания.
Комментарий дает директор частной начальной школы Prima Schola Анна Чепик

В последние несколько лет произошел возврат к школьной форме. На самом деле ничего ужасного в этом нет. Все хорошие западные образовательные учреждения обязывают своих учеников ходить в школьной форме. Единообразная одежда не только позволяет избежать ненужной модной конкуренции, дисциплинирует, организует, но и может стать символом принадлежности к определенному кругу, сообществу единомышленников. Поэтому ученики многих образовательных учреждений с гордостью носят школьную форму, подчеркивающую их особый статус.
Конечно, в большинстве российских школ нет возможности снабжать своих учеников эксклюзивной школьной формой. Чаще всего сегодня образовательные учреждения стараются давать родителям рекомендации по школьной форме, в рамках которых те могут подбирать гардероб для детей. По своему опыту могу сказать, что это очень хороший компромиссный вариант. С одной стороны, у родителей не болит голова касательно выбора одежды, есть возможность сэкономить на гардеробе для ребенка. С другой стороны — отсутствие жестких правил и большой выбор школьной формы позволяет сохранить индивидуальность, одеться по своему вкусу. В то же время наличие дресс-кода помогает сохранить равенство между детьми, что невероятно важно для поддержания дружелюбной и психологически комфортной атмосферы.